Волосовы (Велесовы) с 1 по 6 Января дни аналогичны святкам в православном христианстве.
Древние славяне называли их волчьими днями, предназначенными для поклонения скотьему Богу Волосу.
Некоторые источники утверждают, что молитвы Богу Велесу брали свое начало с предновогодней ночи и длились все дни «разгула нечисти».
Некоторые источники утверждают, что молитвы Велесу брали свое начало с нового года и длились все дни «разгула нечисти», а не останавливались в последний день святок. Подтверждением этого служат новогодние традиции Болгарии, в которых принимали участие 12 «старцев». На них были одеты маски зверей и скота, а пояс был обвешен коровьими бубенцами-боталами. В предновогоднюю ночь старцы, или как их еще называли «сурвакары», «медведи» собирались на долгое празднование с различных деревень и сел. Во время празднования старцы проводили многочисленные обряды, читали заклинания и молились.
Празднование продолжалось вплоть до 7 января – это был финальный святочный день. В тот день главный колядник устраивал пир для своих соратников, которые являлась в масках, одной из которых должна была быть маска «медведя».
Как праздновались Велесовы дни
Стоит отметить, что празднование Велесовых дней условно было разделено на два этапа:
- Начиная с ночи нового года, которая была посвящена молению об урожае, гадальными обрядами о замужестве (для юных девушек) и непосредственно веселью;
- После новогодней ночи начинался этап, связанный с домашними животными, начинались настоящие «Велесовы дни». Они проходили в постоянной молитве и прошениях у Бога Велеса о своей милости.
Во многих святочных обрядах имя Велеса не упоминается, вместо этого на масленицу и Новый год в песнях говорится о Туре. К примеру, наши предки проводили настоящий маскарад, одевая маски с рогами на себя, они водили по селам быка, которого называли «туром».
Многие современные исследователи находят подтверждения тому, что у Велеса были два звериных облика:
- более древний, охотничий – облик «медведя», который упоминается до сих пор на Северных территориях;
- и облик «тура» связанный с разведением скота, который встречается в славянских областях.
Велесовы дни и их отражение в современной жизни
После принятия христианства, на имя одного из самых популярных Богов славян Велеса должен было пасть строгое вето. Но не так просто было искоренить языческих идолов из жизни древних славян. Именно с этим многие исследователи и связывают появление в песнях на святках нового героя «тура» или «турицы».
Невозможно не заметить, что Волосовы дни и святки очень схожи по своей сути. Во время праздника раздается печенье, которое имеет форму домашних животных: «коров», «козуль», «баранов». Мы, как и наши предки, много веков назад во время празднования святок надеваем маски зверей, вывернутые тулупы, ходим по домам и поем колядки.
Конечно, с приходом христианства каждый год масленица сдвигается церковным календарем со своего так сказать исконного места. Но, тем не менее, сколько бы столетий не прошло искоренить традиции древних славян так и не удалось, ведь это в нашей крови.