Славянские мифологические существа

Для многих словосочетание «славянские монстры» звучит немного дико, так как в нашем представлении монстр – это что-то явно, связанное с Голливудом и фильмами в стиле хоррор. Русалки, лешие, водяные, кикиморы – персонажи, знакомые с детства, которые в большинстве случаев вызывают улыбку и напоминают о старых добрых сказках. Почему-то славянские мифические существа незаслуженно забыты и несколько обделены вниманием. Если кто-то вспоминает монстров, то на ум приходят зомби, вампиры, драконы, но если разобраться, то наши «родные» древние существа смогут дать немалую фору западным тварям, которые относительно славянских существ будут казаться Зайками из Зверополиса. В славянских языческих легендах мифические существа – это не Домовенок Кузя или Водяной из старого мультфильма, а настоящая нечисть, которую боялись и уважали.

На сегодняшний день практически нет ни одного достоверного оригинального источника, в котором бы были четко описаны славянские мифические существа. Часть источников затерялась в веках, часть была уничтожена безвозвратно после Крещения Руси. В большинстве случаев все, что до нас дошло – это легенды, сказания и образы в старых сказках. Если говорить об источниках, то некоторые упоминания о славянских существах можно встретить в работах датского историка Саксона Грамматика и немецкого историка Хелмолда. Также часть информации можно найти в сборнике «Веда Словена» — сборнике болгарских ритуальных песен. Важно понимать, что церковные источники и летописи в качестве материала, на котором можно основываться, не особо подходят, так как во времена насаждения христианства знания искоренялись. Но это не значит, что о славянских мифических существах ничего неизвестно, наоборот, легенды, былины и сказки способны рассказать очень много, если научиться читать между строк.

Книга Велеса

Одним из источников, на который часто ссылаются ученые, изучающие древнеславянскую культуру, является «Книга Велеса» или, как ее часто называют, «Велесова Книга» или дощечки Изенбека. Стоит сказать, что этот источник на протяжении длительного времени выдавался за оригинальный памятник мифологии и истории древних славян, который датировался 7-9 веками нашей эры.

Текст этой книги был вырезан или выжжен на небольших дощечках из дерева, причем часть дощечек просто сгнила. Если верить легендам, то «Книга Велеса» была обнаружена под Харьковом в 1919 году. Но в то время в стране были достаточно неспокойные времена, и Книга была вывезена в Брюссель, где ее передали для тщательного изучения слависту Миролюбову. С книги

было сделано несколько копий, но в середине 1941 года во время наступления нацистской Германии таблички были навсегда утрачены. По одной из версий «Книга Велеса» хранится в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, по другой – вывезена в США после войны, но точных данных нет или же они засекречены.

Стоит сказать, что еще с момента находки подлинность этой «книги» подвергалась сомнению, а недавно ученые смогли доказать, что те копии, которые имеются – это фальшивка, выполненная искусными мастерами в середине прошлого века. Текст книги написан на нескольких славянских наречиях, и в ней описаны некоторые моменты из жизни древних славян. Естественно, «Книга Велеса» не является достоверным источником, но многие ученые и историки основываются в своих трудах на ней.

Славянские мифические существа и их особенности

Если обратиться к славянской мифологии и истории, то разнообразию древнеславянских существ смогут позавидовать многие европейские культуры. По приблизительным расчетам история древнеславянского «зоопарка» может иметь возраст от 3000 до 9000 лет до нашей эры, но это гипотеза.

Интересно то, что в славянских племенах не было единой системы мифических существ, так как в каждом регионе славяне верили в разных персонажей. Из-за географического положения в мифологии древних славян практически не было горных или морских чудищ, но зато лесной и речной нечисти было предостаточно. Часть славянской нечисти появилась немного позже, после Крещения Руси, причем она была заимствована из греческих легенд и внедрена в мифологию славян, образовав при этом хитросплетение верований и мифов. В любом случае потомкам славян будет, как минимум, интересно узнать о мифических существах в славянской культуре.

Алконост

Славянские мифологические существа

Один из примеров слияния верований – Алконост. Это сказочное существо пришло в славянскую культуру из греческой мифологии, где упоминается Алкиона, жена фессалийского царя Кеика, которая после того, как узнала о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу алкион (она больше известна нам под названием зимородок). В русской интерпретации слово звучит как Алконост, что означает «алкион есть птица».

В славянской мифологии Алконост представляет собой райскую птицу, имеющую сладкий благозвучный голос. Птица откладывает яйца на морском побережье, а затем перекатывает их в море, которое моментально успокаивается на неделю, а после того, как появляются птенцы, начинается сильный шторм. Часто Алконост связан не только с языческими верованиями, но и с православными традициями, где он считается посланником Бога, спускающимся с небес для того, чтобы сообщить людям волю небес.

 

Анчутка

Славянские мифологические существа

Анчутка является мелким злым духом, ростом всего несколько сантиметров. Тело Анчуток покрыто черной шерстью, а головы – лысые. Одна из особенностей таких существ – отсутствие пяток. Наши предки верили, что вслух произносить название этого злого духа не стоит, так как он сразу же откликается и предстанет перед человеком. Обитают Анчутки практически везде – в поле, бане, около ручья, а также недалеко от людей, так как они предпочитают не встречаться с более сильными тварями. С учетом среды обитания анчутки могут быть банными, полевыми, водяными и болотными. Самыми мирными и добрыми считаются полевые духи, банные и болотные любят пошалить, хотя шутки не отличаются добротой, а иногда приводят и к смерти человека. Анчутки, обитающие в бане, пугают людей страшными стонами, могут заставить человека уснуть или потерять сознание. Болотный Анчутка способен схватить купающегося человека за ногу и утащить под воду.

 

Аспид

Славянские мифологические существа

Аспид выглядит как крылатый змей, имеющий два хобота и клюв птицы. Он обитает высоко в горах и время от времени прилетает в деревни для того, чтобы поживиться. Аспиды настолько любят скалы, что не садятся на землю, а только на камень, пусть даже небольшой. Победить Аспида обычным оружием нельзя, его можно только сжечь.

Аука

Славянские мифологические существа

Аука – маленький пузатый лесной дух с круглыми щеками, любящий попроказничать. Он не впадает в спячку, но любит издеваться над заблудившимися людьми в лесу – отзывается на крик «Ау!» со всех сторон. Страшен тем, что может завести путника в чащу и бросить там погибать.

Бабай

Славянские мифологические существа

Это именно тот самый Бабай, который был причиной страхов многих в детстве. Название «Бабай» происходит от тюркского «баба» — старик. В славянских верованиях (явно заимствованных из воспоминаний о набегах монголо-татарских племен) Бабай не имеет определенного облика, но при этом явно представляет опасность. В северных регионах России Бабай – это страшный злой старик, бродящий бесцельно по улицам, нападающий на всех, причем особенно он страшен для детей, так как они совершенно беззащитны. Возможно, именно поэтому мамы и бабушки так уверенно пугают непослушных детей Бабайкой, которая ходит под окнами.

Баба - Яга

Славянские мифологические существа

Баба-Яга – это один из самых известных персонажей славянского фольклора, не раз воспетый в сказках, причем как с отрицательной стороны, так и с положительной. Этимология имени Баба-Яга не совсем понятна, так как оно может походить из тюркского языка, а может быть образовано от древне сербского «ега» — болезнь, недуг. Традиционно Баба-Яга ассоциируется с противной старухой, с растрепанными волосами, носом крючком, «костяной ногой», редкими зубами во рту и длинными неухоженными ногтями. Сразу стоит сказать, что Баба-Яга является неоднозначным персонажем. В большинстве случаев она является отрицательным вредителем, который мечтает «полакомиться человечиной», но при определенных обстоятельствах колдунья готова помочь положительному герою, попарив предварительно в бане и одарив волшебными артефактами, но при условии выполнения определенных заданий для нее.

По сказкам Баба-Яга живет в лесной чаще, где стоит ее избушка на курьих ножках, а территория окружена частоколом из человеческих костей, «украшенным» черепами. В некоторых преданиях и сказках можно встретить упоминание, что запоры в заборе – это руки, а вместо замка используется маленький зубастый рот. Вполне логично, что избушка заколдована, и войти в нее можно только произнеся предварительно заветную фразу, знакомую всем по сказкам.

Стоит сказать, что в европейских сказаниях тоже есть аналог Бабы-Яги, но она обычно просто называется злой колдуньей. Баба-Яга умеет летать при помощи ступы из цельного ствола дерева и метлы. Довольно часто эта ведьма обитает не сама, а черным котом или говорящим вороном, которые активно помогают ей в колдовских ритуалах.

Избушка на курьих ножках

Славянские мифологические существа

Интересен тот факт, что избушка, расположенная в лесу, в которой нет ни окон, ни дверей – это не миф, а реальность, так как такие строения можно встретить в Сибири и на Урале, где они строятся охотниками. Такие домики с глухими стенами имеют люк в полу, они приподнимаются на два-три метра над землей и выглядят довольно мрачно. Особенность таких избушек в том, что такая конструкция позволяла защитить охотника от диких животных и спасала припасы от грызунов. В таких хижинах сибирские язычники устраивали своеобразные капища и хранилища каменных идолов. Возможно, кто-то увидел фигурку женского божества в таком строении, и затем придумал миф о Бабе-Яге, живущей далеко в лесу в избушке на курьих ножках.

Банник

Славянские мифологические существа

Вполне логично, что дух, живущий в бане, носит имя Банник. В представлении наших предков Банник – это маленький старичок с длинной бородой. Он, как и большинство славянских духов, отличается проказливым нравом, который проявляется в мелких пакостях в бане – люди могут поскользнуться, обжечься, упасть в обморок от жары, ошпариться кипятком, причем в это время в парной слышен треск камней или стук в стену. Больших неприятностей от банника ожидать не стоит, исключение – неправильное поведение людей, моющихся поздно ночью или в праздники. В большинстве случаев Банник помогает людям, так как в бане часто рожали или гадали, а этот дух старался облегчить боль роженице и предсказывал будущее.

Для того чтобы задобрить Банника, наши предки оставляли ему черный хлеб с солью или же закапывали под порогом бани задушенную курицу черного цвета. В банях обитал не только Банник, но и его женская ипостась – Банница или Обдериха, выполнявшая те же функции, что и мужское воплощение.

Берендеи

Славянские мифологические существа

В мифологии славян Берендеи – это люди, которые оборачиваются в медведя. Чаще всего это очень сильные колдуны или люди, заколдованные ими. Для того чтобы вернуть человеку первоначальный человеческий облик, необходим был магический ритуал заколдовавшего его колдуна или его смерть. В зависимости от того, кем был Берендей – колдуном или заколдованным человеком, он мог как причинять зло людям, заводя их в чащу, так и помогать в сложных ситуациях.

Берегини

Славянские мифологические существа

Название Берегиня можно встретить и сегодня, но в мифологии древних славян Берегини – это добрые водные духи в облике женщин. Живут такие духи на берегах рек, способны предсказывать будущее, но самое главное – Берегини спасают маленьких детей, за которыми никто не присматривает или они упали в воду. Наши предки очень сильно верили в Берегинь (само название может толковаться двояко – и «живущие на берегу», и «оберегающие»). Сложно сказать, как они выглядели в представлениях наших предков, так как некоторые исследователи ассоциируют их с русалками, а некоторые – с бестелесными духами-помощниками. Стоит сказать, что славянские обереги тесно связаны именно с Берегинями, которые охраняли детей от неприятностей.

Волколак

Славянские мифологические существа

Волколак – это славянский аналог оборотня или перевертыша. В самом общем случае – это человек, имеющий способность превращаться в волка (реже – в медведя). Стать таким оборотнем человек мог добровольно или против своей воли. Колдуны для того, чтобы приобрести силу и скорость дикого зверя, превращались в волколака сознательно, проведя магический ритуал или произнеся соответствующее заклинание. Традиционным ритуалом считалось, что колдун должен перекувыркнуться через пень или двенадцать ножей, которые предварительно втыкались в землю острием вверх, но при этом была одна особенность – если в то время, пока чародей находился в облике зверя, кто-то вынет хоть один нож, то колдун навсегда останется волком и не сможет вернуть себе человеческий облик. Древние славяне считали, что человек мог стать волколаком после проклятья, и в таком случае сам он не сможет вернуть человеческое обличье, но снять проклятье можно – человека необходимо накормить едой, над которой были произнесены молитвы и проведен особый ритуал, одеть на него накидку из крапивы, и при этом не боятся сопротивления волколака, старающегося сильно сопротивляться.

Водяной

Славянские мифологические существа

Водяной – это ни злой, ни добрый дух. Он своеволен, охраняет свой водоем, но при этом он не лишен чувства юмора, так как при первой же возможности он постарается подшутить над человеком, который пришел к озеру или пруду. В представлении наших предков Водяной – это старик с длинной бородой и рыбьим хвостом вместо ног, с зелеными или синими волосами и глазами, напоминающими рыбьи. В течение дня Водяной старается не покидать дно водоема, а после того, как восходит Луна, он поднимается ближе к поверхности. По поверхности водоема этот дух любит передвигаться верхом на громадном соме. Чаще всего Водяной живет в больших пресноводных водоемах – реках, озерах, болотах, но иногда может являться в близлежащих селениях. В водоеме он отдает предпочтение самым глубоким местам или местам, где имеется сильное круговое течение, например, водовороты, участки около водяных мельниц.

Самое ценное для Водяного – его водоем, за который он готов утопить или сильно покалечить тех, кто относится к нему непочтительно. Но подобное отношение к людям не всегда – он может и наградить человека, даровав ему богатый улов, хотя нередки случаи, когда рыбак мог уйти без единой рыбки. Водяной любит и пошутить над людьми – пугает их по ночам страшными криками и стонами, может превратиться в утопленника или младенца, а после того, как его затянут в лодку и вытащат на берег, он открывает глаза и со зловещим хохотом ныряет обратно в водоем.

Водяной – это семейный дух, он имеет множество жен – русалок. Люди, которых дух утягивает на дно, служат ему, развлекают различными способами, выполняют его поручения веками, но имеется и способ, как можно откупиться от Водяного – отдать ему своего первенца. Бороться с Водным в воде бесполезно, но его можно отпугнуть железным или медным предметом, но стоит быть готовым к тому, что дух еще больше разозлится. Поэтому наши предки предпочитали не злить Водяного, а если он все же начал сердиться, то пробовали его задобрить – бросали в воду хлеб или приносили в жертву какое-нибудь черное животное.

Волот

Славянские мифологические существа

Упоминания о волотах довольно редко можно встретить, но тем не менее, это малочисленная раса великанов, обладающих громадной силой, жившая на территории древней Руси. Считалось, что эта раса была преобладающей, но постепенно она была вытеснена людьми. Наши предки считали волотов своими предками, поэтому неудивительно появление исконно русских богатырей. Волоты – это народ не особо контактный, поэтому они обитали в местах, куда трудно добраться – высоко в горах, глубоко в лесах или далеко в степях. Визуально волоты очень похожи на людей, но в несколько раз больше.

Вурдалаки

Славянские мифологические существа

Вурдалаки – это живые мертвецы, которые поднимаются из могил. Наши предки верили, что для того, чтобы поднять мертвецов, необходим сильный колдун, который обязательно должен провести кровавый ритуал. Вурдалаки, как и другая нежить, способны пить кровь, а если собираются в своеобразные стаи, то опустошают целые деревни и даже регионы. Изначально они нападают на своих родных и знакомых, увеличивая тем самым свое количество. Бороться с ними древние славяне предпочитали, доверяя этот процесс специально обученным дружинам и ведунам.

Гамаюн

Славянские мифологические существа

Гамаюн – это сказочная женщина-птица, обладающая сверхъестественными силами. Основное предназначение Гамаюна – предсказывать будущее, поэтому в нашей культуре и имеется пословица «Гамаюн – птица вещая». Этой птице приписывалось умение управлять погодой. В преданиях наших предков была примета – если такая птица летит со стороны восхода, то за ней обязательно придет буря.

Горыныч

Славянские мифологические существа

Естественно, каждый слышал о Змее Горыныче – во многих народных сказках есть упоминание о нем. В древнеславянской культуре Змей Горыныч является собирательным образом всех драконоподобных существ, хотя к драконам, которые упоминаются в западноевропейской или восточной культуре, он отношения не имеет, но некоторые черты все же присутствуют. Отличительная особенность Горыныча – несколько голов, причем их количество может различаться, но чаще всего упоминается три головы. Интересно то, что если у такого змея голов больше, чем три, то он обязательно участвовал в серьезных сражениях, где терял голову, вместо которой вырастало еще три. Тело Горыныча покрыто красной или черной чешуей, на лапах имеются громадные саблевидные когти, обязательно змей имеет крылья, дающие ему не только свободу передвижения, но и преимущество во время битвы. Одна из уникальных способностей такого змея – извержение огня. Чешуя – это непробиваемая броня, которую можно пробить только магическими артефактами или заколдованным оружием. Кровь змея может обжечь, а если ее пролить на землю, то можно получить эффект, как от современного напалма – на выжженной земле ничего не растет столетиями. Змей Горыныч может отращивать утраченные конечности и даже головы (этим свойством регенерации он явно походит на гигантскую рептилию). Немаловажным моментом является то, что змей обладает не просто разумом, но и многовековой мудростью, поэтому часто в сказках он может спокойно разговаривать с богатырями и даже давать им советы.

Дивьи люди

Славянские мифологические существа

Упоминания о дивьих людях можно встретить не так часто, как, например, о водяном, но все же в некоторых легендах и сказаниях можно найти информацию о том, что это полулюди с одним глазом, одной рукой и одной ногой. Для того чтобы передвигаться, дивьи люди складываются пополам. Древние славяне считали, что такие существа обитают где-то на краю света, размножаются искусственным путем – они выковывают себе подобных из железа. Наши предки их не особо любили, так как дым их кузниц приносит в славянские поселения мор, оспу, лихорадку и другие опасные болезни.

Домовой

Славянские мифологические существа

Это, пожалуй, одно из самых известных и почитаемых до сих славянских существ, в существование которого многие верят и сейчас. Домовой – это один из немногочисленных добрых духов в верованиях славян. Он настоящий хранитель дома и всего, что в нем имеется. Выглядит он как старик ростом 20-30 см с большой бородой. Бытует мнение, что чем старше домовой, тем он выглядит моложе, так как они рождаются стариками, а умирают младенцами. Главный покровитель домовых – Велес, подаривший им ряд уникальных способностей, например, предсказание будущего, мудрость, возможность излечивать от недугов людей и животных.

Домовой живет в каждом доме, причем он выбирает укромные места – за печкой, под порогом, на чердаке, в углу. Одно из основных предназначений домового – защита семьи и всех обитателей дома от злых духов, напастей, хворей. Если в семье есть домашние животные, то этот добрый дух присматривает за ними, особенно за лошадьми. Для домового очень важно, чтобы в доме был порядок и чистота, и он терпеть не может, если в доме кто-то лентяйничает и ничего не хочет делать. Но больше всего домовому не нравится, если обитатели дома ссорятся или не уважают его. Домовой, который рассердился, сразу сигнализирует своим хозяевам, что он не в духе – стучит дверьми и окнами, не дает нормально выспаться, издает страшные звуки, а иногда просто щипает человека, в результате чего на его теле остаются синяки и ссадины. В некоторых ситуациях, когда домовой особенно рассержен, он может бить посуду, оставлять неприличные надписи на стенах и даже устраивать небольшие пожары. Но при этом особого вреда домовой не причиняет, хотя и любит проказничать без особой необходимости.

Дрекавац

Славянские мифологические существа

Упоминания об этом полузабытом существе можно найти в сказаниях южных славян. Но, увы, его точного описания нет – кто-то считает его животным, кто-то – птицей, а у западных славян существует легенда, что Дрекавац – это неупокоенная душа мертвого некрещенного младенца. Независимо от того, как его представляют, все сходятся в одном – Дрекавац жутко кричит. В это существо больше верят в Сербии, где в дрекавака верят не только дети, но и взрослые, периодически слышащие его истошный крик, от которого в жилах стынет кровь. Еще одним свидетельством того, что славяне верили в это существо, был раненый скот с ранениями, характер которых не позволял установить, какой хищник на него напал.

Жар-птица

Славянские мифологические существа

Этот образ знаком многим из детства – красивая сказочная птица с ослепительным оперением. Для многих героев русских сказок основная задача была добыть перо этой дивной птицы. Для древних славян птица была не совсем реальным существом, а скорее образом, олицетворявшим огонь, свет, солнце, а в некоторых случаях тайное знание. Самым ближайшим сородичем Жар-Птицы принято считать птицу Феникс, который возрождается в огне. Говоря о Жар-Птице нельзя не упомянуть о птице Рарог – огненном Соколе, который изображен на гербе Рюриковичей. Если посмотреть на изображение пикирующего сокола, то можно увидеть, что он очень сильно напоминает трезубец.

Здухач

Славянские мифологические существа

Говоря о мифических существах древних славян, нельзя не упомянуть о людях, которым приписывались не просто магические силы, но и возможность повелевать природой. Практически в каждом древнеславянском поселении был колдун и ведьма, защищавшие всех жителей от злых духов и нечисти. Самыми сильными и уважаемыми были здухачи – люди, обладавшие невиданной сверхъестественной силой, которую они использовали для защиты своей деревни. По мнению ученых здухачи – это несколько видоизмененные шаманы, умевшие входить в транс и налаживать контакт с потусторонними силами. Возможно они просто выдумка, но наши предки верили, что здухачи – это материализованные духи, способные как помочь, так и наказать.

Злыдни

Славянские мифологические существа

В старославянском языке слово «злыдни» означает «нужда» и «бедность», а в мифологии злыдни – это небольшие демоны, которые враждебно настроены к человеку. Наши предки верили, что такие демоны невидимы и сидят на плечах человека, принося ему беды и несчастья, а также мешают принимать ему верные и осмысленные решения, в результате чего человека преследуют несчастья. Часто можно встретить упоминания о том, что синонимами или другими именами таких демонов считаются Недоля, Горе-Злосчатье, Лихо, Беда.

Злыдень невидимый, но его можно прекрасно услышать, особенно в том случае, если он поселился в доме. Важным моментом является то, что Домовой всегда старается не допустить попадания Злыдня в дом, который если попадет, то строит всяческие козни против его обитателей. Селятся злыдни группами – им так проще причинять неудобства человеку. До того, как попасть в дом, Злыдни обитают около водоемов, где сидят и ждут момента, когда мимо пройдет человек, за которым можно увязаться и попасть к нему в жилище.