Славянские мифологические существа

Для многих словосочетание «славянские монстры» звучит немного дико, так как в нашем представлении монстр – это что-то явно, связанное с Голливудом и фильмами в стиле хоррор. Русалки, лешие, водяные, кикиморы – персонажи, знакомые с детства, которые в большинстве случаев вызывают улыбку и напоминают о старых добрых сказках. Почему-то славянские мифические существа незаслуженно забыты и несколько обделены вниманием. Если кто-то вспоминает монстров, то на ум приходят зомби, вампиры, драконы, но если разобраться, то наши «родные» древние существа смогут дать немалую фору западным тварям, которые относительно славянских существ будут казаться Зайками из Зверополиса. В славянских языческих легендах мифические существа – это не Домовенок Кузя или Водяной из старого мультфильма, а настоящая нечисть, которую боялись и уважали.

На сегодняшний день практически нет ни одного достоверного оригинального источника, в котором бы были четко описаны славянские мифические существа. Часть источников затерялась в веках, часть была уничтожена безвозвратно после Крещения Руси. В большинстве случаев все, что до нас дошло – это легенды, сказания и образы в старых сказках. Если говорить об источниках, то некоторые упоминания о славянских существах можно встретить в работах датского историка Саксона Грамматика и немецкого историка Хелмолда. Также часть информации можно найти в сборнике «Веда Словена» — сборнике болгарских ритуальных песен. Важно понимать, что церковные источники и летописи в качестве материала, на котором можно основываться, не особо подходят, так как во времена насаждения христианства знания искоренялись. Но это не значит, что о славянских мифических существах ничего неизвестно, наоборот, легенды, былины и сказки способны рассказать очень много, если научиться читать между строк.

Книга Велеса

Одним из источников, на который часто ссылаются ученые, изучающие древнеславянскую культуру, является «Книга Велеса» или, как ее часто называют, «Велесова Книга» или дощечки Изенбека. Стоит сказать, что этот источник на протяжении длительного времени выдавался за оригинальный памятник мифологии и истории древних славян, который датировался 7-9 веками нашей эры.

Текст этой книги был вырезан или выжжен на небольших дощечках из дерева, причем часть дощечек просто сгнила. Если верить легендам, то «Книга Велеса» была обнаружена под Харьковом в 1919 году. Но в то время в стране были достаточно неспокойные времена, и Книга была вывезена в Брюссель, где ее передали для тщательного изучения слависту Миролюбову. С книги

было сделано несколько копий, но в середине 1941 года во время наступления нацистской Германии таблички были навсегда утрачены. По одной из версий «Книга Велеса» хранится в «архиве арийского прошлого» при Анненербе, по другой – вывезена в США после войны, но точных данных нет или же они засекречены.

Стоит сказать, что еще с момента находки подлинность этой «книги» подвергалась сомнению, а недавно ученые смогли доказать, что те копии, которые имеются – это фальшивка, выполненная искусными мастерами в середине прошлого века. Текст книги написан на нескольких славянских наречиях, и в ней описаны некоторые моменты из жизни древних славян. Естественно, «Книга Велеса» не является достоверным источником, но многие ученые и историки основываются в своих трудах на ней.

Славянские мифические существа и их особенности

Если обратиться к славянской мифологии и истории, то разнообразию древнеславянских существ смогут позавидовать многие европейские культуры. По приблизительным расчетам история древнеславянского «зоопарка» может иметь возраст от 3000 до 9000 лет до нашей эры, но это гипотеза.

Интересно то, что в славянских племенах не было единой системы мифических существ, так как в каждом регионе славяне верили в разных персонажей. Из-за географического положения в мифологии древних славян практически не было горных или морских чудищ, но зато лесной и речной нечисти было предостаточно. Часть славянской нечисти появилась немного позже, после Крещения Руси, причем она была заимствована из греческих легенд и внедрена в мифологию славян, образовав при этом хитросплетение верований и мифов. В любом случае потомкам славян будет, как минимум, интересно узнать о мифических существах в славянской культуре.

Алконост

Славянские мифологические существа

Один из примеров слияния верований – Алконост. Это сказочное существо пришло в славянскую культуру из греческой мифологии, где упоминается Алкиона, жена фессалийского царя Кеика, которая после того, как узнала о смерти мужа, бросилась в море и превратилась в птицу алкион (она больше известна нам под названием зимородок). В русской интерпретации слово звучит как Алконост, что означает «алкион есть птица».

В славянской мифологии Алконост представляет собой райскую птицу, имеющую сладкий благозвучный голос. Птица откладывает яйца на морском побережье, а затем перекатывает их в море, которое моментально успокаивается на неделю, а после того, как появляются птенцы, начинается сильный шторм. Часто Алконост связан не только с языческими верованиями, но и с православными традициями, где он считается посланником Бога, спускающимся с небес для того, чтобы сообщить людям волю небес.

 

Анчутка

Славянские мифологические существа

Анчутка является мелким злым духом, ростом всего несколько сантиметров. Тело Анчуток покрыто черной шерстью, а головы – лысые. Одна из особенностей таких существ – отсутствие пяток. Наши предки верили, что вслух произносить название этого злого духа не стоит, так как он сразу же откликается и предстанет перед человеком. Обитают Анчутки практически везде – в поле, бане, около ручья, а также недалеко от людей, так как они предпочитают не встречаться с более сильными тварями. С учетом среды обитания анчутки могут быть банными, полевыми, водяными и болотными. Самыми мирными и добрыми считаются полевые духи, банные и болотные любят пошалить, хотя шутки не отличаются добротой, а иногда приводят и к смерти человека. Анчутки, обитающие в бане, пугают людей страшными стонами, могут заставить человека уснуть или потерять сознание. Болотный Анчутка способен схватить купающегося человека за ногу и утащить под воду.

 

Аспид

Славянские мифологические существа

Аспид выглядит как крылатый змей, имеющий два хобота и клюв птицы. Он обитает высоко в горах и время от времени прилетает в деревни для того, чтобы поживиться. Аспиды настолько любят скалы, что не садятся на землю, а только на камень, пусть даже небольшой. Победить Аспида обычным оружием нельзя, его можно только сжечь.

Аука

Славянские мифологические существа

Аука – маленький пузатый лесной дух с круглыми щеками, любящий попроказничать. Он не впадает в спячку, но любит издеваться над заблудившимися людьми в лесу – отзывается на крик «Ау!» со всех сторон. Страшен тем, что может завести путника в чащу и бросить там погибать.

Бабай

Славянские мифологические существа

Это именно тот самый Бабай, который был причиной страхов многих в детстве. Название «Бабай» происходит от тюркского «баба» — старик. В славянских верованиях (явно заимствованных из воспоминаний о набегах монголо-татарских племен) Бабай не имеет определенного облика, но при этом явно представляет опасность. В северных регионах России Бабай – это страшный злой старик, бродящий бесцельно по улицам, нападающий на всех, причем особенно он страшен для детей, так как они совершенно беззащитны. Возможно, именно поэтому мамы и бабушки так уверенно пугают непослушных детей Бабайкой, которая ходит под окнами.

Баба - Яга

Славянские мифологические существа

Баба-Яга – это один из самых известных персонажей славянского фольклора, не раз воспетый в сказках, причем как с отрицательной стороны, так и с положительной. Этимология имени Баба-Яга не совсем понятна, так как оно может походить из тюркского языка, а может быть образовано от древне сербского «ега» — болезнь, недуг. Традиционно Баба-Яга ассоциируется с противной старухой, с растрепанными волосами, носом крючком, «костяной ногой», редкими зубами во рту и длинными неухоженными ногтями. Сразу стоит сказать, что Баба-Яга является неоднозначным персонажем. В большинстве случаев она является отрицательным вредителем, который мечтает «полакомиться человечиной», но при определенных обстоятельствах колдунья готова помочь положительному герою, попарив предварительно в бане и одарив волшебными артефактами, но при условии выполнения определенных заданий для нее.

По сказкам Баба-Яга живет в лесной чаще, где стоит ее избушка на курьих ножках, а территория окружена частоколом из человеческих костей, «украшенным» черепами. В некоторых преданиях и сказках можно встретить упоминание, что запоры в заборе – это руки, а вместо замка используется маленький зубастый рот. Вполне логично, что избушка заколдована, и войти в нее можно только произнеся предварительно заветную фразу, знакомую всем по сказкам.

Стоит сказать, что в европейских сказаниях тоже есть аналог Бабы-Яги, но она обычно просто называется злой колдуньей. Баба-Яга умеет летать при помощи ступы из цельного ствола дерева и метлы. Довольно часто эта ведьма обитает не сама, а черным котом или говорящим вороном, которые активно помогают ей в колдовских ритуалах.

Избушка на курьих ножках

Славянские мифологические существа

Интересен тот факт, что избушка, расположенная в лесу, в которой нет ни окон, ни дверей – это не миф, а реальность, так как такие строения можно встретить в Сибири и на Урале, где они строятся охотниками. Такие домики с глухими стенами имеют люк в полу, они приподнимаются на два-три метра над землей и выглядят довольно мрачно. Особенность таких избушек в том, что такая конструкция позволяла защитить охотника от диких животных и спасала припасы от грызунов. В таких хижинах сибирские язычники устраивали своеобразные капища и хранилища каменных идолов. Возможно, кто-то увидел фигурку женского божества в таком строении, и затем придумал миф о Бабе-Яге, живущей далеко в лесу в избушке на курьих ножках.