Колядование
Регистрация ... Войти

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Зимушка воет вьюгами холодными да колючими, а под ногами хрустит снег. Солнце высоко, старое оно и не греет вовсе ничего. Люди мёрзнут да кутаются в шали всякие, чтобы тепло удержать, и во власть холода окончательно не попасть. Дети малые резвятся, играют каждый день, снежки лепят, не знают они сколько страха в зимних ночах, когда нет света, и зло в любой миг может вырваться. Завтра солнце новое должно родиться и в небо подняться, чтобы начался новый год, и коли не случится этого, то великая беда ждёт род людской. Тогда все злые духи, да бесы, все ворвутся в мир человеческий и власть свою здесь установят. Поэтому, этой ночью люди обряды разные совершать будут, чтобы помочь солнышку ясному заново родиться, да в небо подняться. Будут колядовать, песни петь, по дворам ходить и благодать в каждый дом приносить.

Этой ночью колядовать и Агнеша пойдёт, вывернет на изнанку одежду свою и с остальными пойдёт по домам соседским. Главное, чтобы матушка и батюшка не прознали ничего, а иначе несдобровать Агнеше. Она без спросу из дома вечером сбежит, косы свои червонные замотает платком, да лицо сажей испачкает, чтобы никто не узнал её. Сарафан свой цветастый сменит на лохмотья, что у бабки своей знахарки взяла. Нельзя знать никому, что она красавица на выданье по дворам в лютую и самую страшную ночь по дворам чужим ходит. И никто ведь не знает, зачем она с глазами своими огненными из дома бежит. В Агнеше пламя живое трепещет, ведовское. Она знает и видит, то, что другим и вовсе невдомёк. Надо ей помочь колядникам, огнём своим согреть их в эту ночь, ибо зло не дремлет и козни всякие может устроить. А ещё Агнеше путь лежит в дом Богдана, что на отшибе деревни стоит. Мил её сердцу охотник, да только горе в его дом пришло. Разом сморила хворь и батюшку с матушкой, да сестриц малых. Остался Богдан совсем один, и чувствует Агнеша, что беда ещё раз постучится в дом её суженного. Знает это и хочет она помочь добро молодцу, схоронить его от всякой напасти. Пламя души её согреют и осветят стены дома запустевшего, а песнями да заговорами своими, отвадит она несчастья. А по утру, потом смоет и сажу с лица, и лохмотья переоденет, расправит косы червонные свои и пойдёт красавица Агнеша вместе с девицами, подружками своими на гулянье. Будет она в хороводе кружиться, глазами своими янтарными, светлыми стрелять, да на Богдана поглядывать. Судьба им вместе быть, и пусть молодец и не ведает вовсе пока об этом, Агнеша то знает, и улыбается мыслям своим. Впереди ночь Колядная, опасная, но негоже бояться, коль в сердце твоём, пламя живое горит.

Коляда и колядники.

В первую очередь, поговорим о том, что Колядование — это старинный славянский обычай, который подразумевал под собой ритуальные песнопения в определённые праздники. Люди собирались и ходили по домам, исполняя особые песни, которые были призваны принести благодать в этот дом и защитить живущих в нём людей от злых сил и всяких напастей. Людей, исполняющих колядные песнопения, называли — колядниками.

Обычно праздник Коляды знаменовал собой процесс зимнего солнцестояния, которое происходило 22 декабря. Но в народе, обычно праздник отмечали на несколько дней позднее, на ночь с 24 декабря по 25. Дни, предшествующие этому празднику, считались очень опасными, так, как по верованию древних славян именно в эти дни, колесо года размыкалось, и перед рождением и восходом нового солнца, образовывалась трещина и проход между всеми мирами. Этим могли воспользоваться души умерших, бесы и прочие злые создания. Они могли устремиться на землю. В это время было необходимо совершать всякие специальные обряды, гадания и ворожбу, дабы защитить себя и свои семьи, а также домашний скот, так, как злые духи не найдя брешь в человеческой душе могли войти и в тело животного, и наворотить множество бед. Особенно большая опасность грозила беременным женщинам, так, как проникнуть в тело ещё не рождённого ребёнка для духов было проще всего.

Обычно перед Колядой праздновали и другой, не менее важный праздник — Карачун. Это был день, который символизировала окончание предыдущего года, после чего следовал новый цикл солнца, то есть новый год.

День перед празднованием Коляды, называли первым Святочным вечером. Вообще Святочные вечера были отведены специально для гаданий и ворожбы. После первого вечера, люди праздновали Коляду, которая не относилась к Святкам. После праздника, следовало ещё пять вечером, когда гадания продолжались. В итоге, всего Святочных вечеров было ровно шесть, и они символизировали тёмную половину года, когда солнце теряет свою былую силу. Вслед за такими вечерами, приходили святые дни, которые знаменовали светлую половину года, те шесть месяцев, когда силы и энергия солнца были в самом зените.

Самым важным ритуалом во время празднования Коляды — это было зажигание нового огня. Древние славяне гасили в поселении все существующие очаги огня. Это символизировало смерть старого солнца, и его цикла. В этот самый миг, землю окутывал мрак и злые силы как никогда становились сильнее. Необходимо было зажечь новый огонь, для того чтобы изгнать порождения Навьего мира обратно в их измерение. Новый огонь символизировал рождение нового, весеннего солнца, которое начинало набирать силы. В старину и вовсе на вершинах холмов, вокруг поселения разжигали огромные костры, которые должны были кольцом окружить деревню и не позволить тёмным силам проникнуть в неё извне. Существовал также обычай зажигать огромное колесо и поднимать его ввысь. Это было своего рода ритуалом рождения нового солнца. Древние славяне верили, что таким образом они помогают новому светилу подняться на небо. Так для наших предков начинался цикл нового года.

Неотъемлемой частью празднования Коляды являлось ритуальное песнопение — Колядование. Оно сопутствовало всем Святочным вечерам, но наиважнейшую роль играло колядование накануне самого празднования Коляды. Сам обряд проходил следующим образом: люди, которые называли себя колядовщиками, выворачивали свою одежду и шубы наизнанку, таким образом они словно принимали образ выходцев из Навьего мира. Это считалось весьма страшным явлением, так, как духи умерших и прочие существа сумеречного мира являлись для живых людей непонятными, а всё что непонятно, то и страшно. Только вдумайтесь насколько большой смысл вкладывался в выворачивании одежды. В этом, казалось бы, совершенно простом ритуале скрывалось всё таинство жизни и смерти. Одежда выступала в роли человеческой души, которая за порогом смерти, лишаясь телесной оболочки приобретала другую, вывернутую форму. Можно только поражаться, как древние славяне улавливали такие тонкие понятия и передавали их, даже в самых простых вещах. Автор ещё раз поражается и восхищается духовной просвещённостью наших предков.

Колядовщики ходили группой по всему селению и заходили в каждый двор. Они должны были спеть особые, ритуальные песни. В начале они пели о том, словно строили новый мир для человека. Это совершенно неудивительно, так, как с наступлением нового года необходимо было построить мир заново. Колядовщики пели о Древе жизни. На его верхушке гордо восседал орёл и он являлся олицетворением мира богов. В самом низу древа, у самых коней была щука, и она выступала в роли символа Навьего, то есть загробного мира. Для того, чтобы привлечь в свой дом благодать и процветание, хозяин в чьём дворе и пели колядовщики, должен был одарить их дарами. Обычно в роли таких даров выступали разные блюда. Чем богаче были дары, тем больше удачи сулил новый год и «новый мир». После того, как колядовщики получали дары, они пели уже для защиты хозяина дома и его домочадцев, от всяких хворей и злых сил. Если кто-то скупился на дары, то колядовщики могли спеть и песни, которыми они могли привлечь множество бед на голову жадных хозяев. Иные и вовсе боялись, что их двор обойдут стороной, поэтому людей, занимающихся колядованием пытались всячески задобрить и очень уважали.

Вслед за колядованием, следовал не менее важный ритуал, который назывался сжиганием Бадняка. До восхода солнца, люди находили уже высохшее дерево, привязывали к нему множество пёстрых ленточек и кусков ткани. Затем это дерево срубали и не касаясь голыми руками, в рукавицах, или руками обмотанными рубахами относили это дерево к костру. Перед тем, как сжечь дерево, на нём рисовали рот, через который празднующие якобы кормили его и поили. Это можно расценить, как своего рода задабриванием мёртвых. Затем его сжигали, и ровно до тех пор, пока оно не догорало, было принято стучать по дереву. Считалось, что сколько искр вырвется из пламени, сгорающего Бадняка, столько удачи и радости придёт к празднующим людям в семью. Бадняк символизировал связь между миром живых, и миром мёртвых. Это было своего рода мостом, люди выказывали уважение к усопшим, когда «угощали» дерево всякими яствами и напитками. При этом, древние славяне не касались голыми руками Бадняка, это символизировало то, что живые должны оставаться живыми, а мёртвые — мёртвыми. Нельзя было ни в коем случае допускать смещение границ.

Сегодня можно уже говорить о том, что Коляда была для древних славян тем же, что и Новый год для современных людей. Это было начало нового цикла солнца, заметьте только, насколько осведомлены и наблюдательны были наши предки, которые понимали, когда именно начинало свой новый путь солнце. В старину не было ни телескопов, ни прочих атрибутов современности, а люди всё знали, как говорится, не умом, но мудростью жили. Коляда воспринималась славянами, как рождение солнца, а вот Масленница знаменовала собой уже рождение новой жизни. Смотрите сами, Коляда праздновалась в зимнее солнцестояние, когда ночь потихоньку начинала укорачиваться, а солнце и день наоборот набирать силу. Вот вам и рождение нового светила. А Масленница знаменовала оттепель и пробуждение природы. Вы только задумайтесь, мой дорогой читатель, какое глубинное и сакральное понимание было у древних славян. Это по-настоящему заслуживает нашего восхищения.

Часто, когда речь заходит о празднике Коляды, его ассоциируют с христианским Рождеством, что является в корне неверным явлением, так, как праздник Коляды существовал задолго до прихода христианства на земли славянских народов. Дело в том, что само название праздника Коляда имеет языческие корни и является ласкательно — уменьшительной формой, происходящей от слова «коло», что означает круг, колесо. Это слово символизировало солнце, вспомните хотя бы тот же коловрат. Коло — это у нас уже зрелое, спелое солнце в полной своей силе и мощи, а вот коляда — это маленькое, новое солнышко, как новорождённый ребёнок. Именно этим словом и обозначали древние славяне приход нового солнечного цикла, ведь светило в их понимании росло, от чего росла и продолжительность самого дня. Поэтому ничего христианского в этом празднике изначально не было. Просто с приходом христианства, церковь всячески пыталась искоренить старые, языческие верования. Для этого самым удачным оказалось не утверждение новых, совершенно чуждых славянскому народу праздников, а переделка привычных уже языческих ритуалов, под христианские реалии. Таким образом, симбиозные праздники не вызывали в людях отторжения и подсознательно воспринимались очень спокойно. Со временем, если выражаться современным языком славяне «втянулись» и стали забывать о своих прежних верованиях и традициях. Вот так Коляда и колядование вдруг стало Рождеством и христианским песнопением.  Все упростилось ещё и тем, что празднование Коляды у древних славян совпадало с рождением Иисуса Христа. Именно поэтому если сегодня у кого-нибудь спросить, что такое колядки, то вам непременно ответят, что это рождественский ритуал. Память с поколениями угасала, вот и результат. Насколько это плохо, или хорошо решать конечно нужно каждому для себя самому, автор в этом видит просто закономерность — старое всегда сменяется новым.

Наши предки представляли Коляду ребёнком. Пол особенно не выделяли, так, как в целом для новорожденного ребёнка половая принадлежность особо не играет никакой роли. Это просто первозданная стихия жизни. Уже после, набирая силы и взрослея, определяется направление внутренней энергии. У древних славян солнечная энергия всё же трактовалась, как мужская энергия. Кстати, есть один очень немаловажный и интересный факт: на старых новогодних открытках, очень часто художники изображали маленького мальчика, который летел куда-то ввысь. Вот здесь можно проследить дожившее до нас представление о рождении солнца мальчика, который поднимается в небо. Это символ нового года. На самом деле, таких подсказок очень много, просто нужно уметь их видеть и читать.

В старину бытовало верование, двадцать пятого декабря (в старину этот месяц называли Студень), рождался Коляда, красивый, солнечный мальчик, которого захватывала ведунья зима, и обращала его в волка. Отсюда следует и название холоднейшего из зимних месяцев, февраля — Лютый. Наши предки верили, что лишь после того, как Коляде удастся снять с себя волчью шкуру, и после того как она сгорит в огне, явится Колядушка людям в полном блеске своём и силе. Так же верили, что во время Святок, солнце, одетое в пёстрый сарафан, да с кокошником на голове, в разрисованной вознице с вороным скакуном, уезжало навстречу весне и лету. Конечно, это немного странно, если учесть, что солнце представляли в виде мальчика, а тут вам и кокошник, и сарафан. Возможно допускалась двойственная природа солнечной энергии: женская и мужская. Такое убеждение выглядит весьма правдоподобным, хотя автор не может и это утверждать, так, как опять отсутствуют всякого рода исторические аргументы.

Во время празднования Коляды, было принято приносить в жертву козу. Вообще с этим животным у древних славян отдельное, особое отношение. Колядующих сопровождала коза, но это было не животное, а его тотемное изображение, в виде переодетого в козью шкуру юноши. Этот юноша должен был быть настоящим заводилой, петь песни, больше всех веселиться и танцевать. Считалось, что именно присутствие козы на дворе могло отпугнуть злые силы, и души умерших. Согласитесь, весьма странно и необычно, ведь в целом мире именно коза и козёл считались животными самого дьявола. Их приносили в жертву, совершая тёмно магические ритуалы. Изображения этих животных и вовсе нагоняли на всех страх. А у нас козы наоборот, имели самое позитивное значение, и могли принести в дом урожайность и достаток.

Сам обряд колядования проходил с большим шумом, все веселились и радовались. Было принято петь, танцевать, одним словом, делать всё, чтобы достойнее отметить столь яркий день. Дарили подарки, не скупясь и не зажимаясь. Всё самое лучшее было принято отдавать колядникам, а уж они после всё собранное съестное добро отправляли на общий стол. А там уже и водочка шла в обиход, чарки наполнялись до краёв, но это не значило, что празднование перетекало в безумную вакханалию. Нет, пили ровно столько, сколько было нужно чтобы как следует согреться в эту холодную, зимнюю ночь. Затем начинали играть на разных музыкальных инструментах. Любили участники пиршества так же играть в разные игры. Наиболее любимой игрой, которая сумела сохраниться до нашего времени является так называемая «Женитьба Терёшки». Главным условие этой игры было то, что в неё нужно было играть только ночью. Всё действо происходило в самом большом и самом богато убранном доме. Суть игры заключалась в том, что названые родители несколько дней подряд выбирали жениха и невесту, которых потом и сватали, и женили. Все ритуалы и обряды проводили как настоящие. Все играющие и участники игры должны были уметь хорошо петь и танцевать. Приготовления к такой игре начинались ещё осенью. Вот вам и древний театр. Умели-таки развлекаться наши предки.

Христианское Колядование.

Мы столько говорили о языческом обряде колядования, столько пытались отнекиваться от христианских обычаев, что пришло время поговорить именно о последнем. Христианское колядование происходит накануне Рождества. Те, кто исполняет колядные песнопения, обычно собирается под окнами каждого дома. При этом песни оповещают всех о рождении Иисуса Христа, и призывают всех разделить эту радость со всеми. Удаляясь от дома, колядовщики желают жителям дома здоровья и процветания. В христианской традиции так же принято дарить таким людям подарки и подношения в виде еды.

В России по сей день существует два обряда колядования. Первое — это Васильевская коляда. Её ещё называют богатой колядой. Канун перед Новым годом, в России называют Васильевым вечером. В этот день принято провожать старый год богато накрытым столом и весельем. Отсюда и название — богатое колядование. Второе колядование — это Крещенское. Его так же принято называть постным, и он отмечается перед праздником Богоявления.

Издавна было принято отмечать приход Рождества всякими добрыми деяниями. Так, например, в старину, цари и господа всякие, избавляли обычный народ от обязанности платить налоги. Было принято так же помилование заключённых. Кстати эта традиция сохранилась и по сей день. Духовники проповедовали прихожанам, что подобный праздник нужно ознаменовать пожертвованиями. Это касалось не только церкви, но и всех тех, кто нуждался в помощи — вдовы, сироты, пожилые и больные люди. Дни, которые были посвящены столь добрым деяниям начали называть Святками, от слова «святость», «святой». Так, что тут можно поспорить насколько языческим является это название, но автор сознательно этого делать не будет, иначе не избежать всяких пересудов на этот счёт.

Святки праздновать начинали с двадцать пятого декабря. До сих пор традицией является утреннее славление. Оно заключается в хождении вместе с вертепом, виршами, звездой и рацеями. Давайте поясним дорогому читателю что всё это такое. Итак, вертеп — это своеобразный ящик, в который устанавливаются свечи. С этим ящиком колядовщики ходили от дома к дому, пели рождественские песни и получали дары. Если получали в дар еду, то для этого существовал особый человек, который носил с собой так называемый кузов. Именно туда и складывались все съестные подношения. А если же колядовщики получали деньги, то для этого тоже был специальный человек, который собирал денежные пожертвования в тарелку. Кстати, вертеп в каждой местности украшали и расписывали по-разному. Вот, например, в Сибири это был ящик, состоящий из двух ярусов. На первом была изображена смерть царя Ирода, а вот второй ярус служил местом для изображения плясок Иродиадины.

Традицией было так же хождение со звездой. Эту звезду обычно вырезали из бумаги, красили в разные цвета, и затем закрепляли на конце длинной палки, таким образом, что между двумя слоями бумаги ставилась зажжённая звезда. Дети выходили с такими изделиями на улицы, и в предрассветной темноте создавалось ощущения того, что звёзды просто «плыли».

Вирши представляли собой особые стихи, с духовным смыслом. Они произносились в тот момент, когда колядовщики приближались к новому дому. Это было своего рода приветствия для хозяина дома и прочих его обитателей. А вот рацея — это своего рода шуточная песня, которая призывала хозяина дома спуститься в подполье и достать оттуда для пришедших самые лучшие дары.

Подобные хождения и славления начинались около полудня. В этом процессе принимали участие все сословия: и цари, и князья, и бедняки. В наглядный пример можно привести участие самого Петра I, в подобном мероприятии. Это случилось далёком 1702 году. Описывается, что перед тем, как царь выходил из своих саней и входил в дом, сначала на крыльцо поднималось два человека. Они били в барабаны, чем и знаменовали приход великого правителя. Затем все входили в дом, где царь вместе со своими господами исполнял духовные стихири. В ответ на это Петра I получал от хозяина дома деньги и прочие подарки.

Вот такие вот нынче праздники у нас дорогие мои читатели. Автор ещё раз склоняется к той версии, что всё новое — это хорошо забытое старое. Ведь если вдуматься всё так и есть. Мы по сути празднуем одни и те же праздники, просто называем их каждый раз по-разному, вот вам пример с Колядой и Рождеством. Подсознательно мы всё же стремимся к первоистокам. Неважно что вы отмечаете сегодня, кому поклоняетесь. Никто не в праве осуждать вас, мы дети своей эпохи. Главным всегда оставалась искренняя вера, идущая из самого сердца. Истина у всех одна, просто говорим мы о ней по-разному. Будьте в здравии души и ума, благоденствуйте дорогие мои.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Комментарии: