Братание

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Небо высокое, словно потолок лазурный, над землёй раскинулся. Деревья великаны, что стены в доме вольном, где ветра гуляют и пляшут сами по себе. Величаво молчит ветер, а в воздухе весна ранняя. Земля холодная ещё, да и воды речные не согретые, солнцем не целованные. Только ни по чём холод Волку. Имя у него звериное, да только человек он. Имя ему дали за глаза серые, да дикие. И родился он, в полнолуние, когда в лесу волки выли протяжно. Вот так, он и стал Волком среди людей. Был он мальчишкой озорным и проворным. Задумает шалость, разгневает кого, а его догнать не могут. В деревне люди на него долго не сердились, только руками разводили, мол, дитя неразумное, что с него взять. Любили его все без исключения, а как же, ведь сиротой он рос, без отца, да матушки. Одного зверь лютый на охоте погубил, вторую зима студёная да Мара богиня забрала. Так и остался Волк один в избе большой, без кровиночки родной. Только не плакал никогда он, не привычен был он плакать. Изредка уходил в чащу лесную погоревать, а потом возвращался снова весёлый. Да и была у него отрада иная — друг его верный Ворон. Ещё один мальчишка с именем нечеловеческим в деревне. О них все говорили, мол Волк да Ворон братья. И были вправду они братьями, хоть и не крови одной. Что Волк начинал, то Ворон заканчивал. Оба удалые, сильные и быстрые. Без ведома взрослых к волхву бегали частенько, да грамоте и премудростям всяким учились. Со временем выросли они в охотников знатных. Друг без друга никуда не ходят, про них так и говорили — не разлей вода. Совсем мальчишками были, а кровью побратались, чтобы вовек ничто их разлучить не могло. Поклялись, что верой и правдой будут служить предкам и богам славянским, что спину дружескую от стрел вражеских будут прикрывать. Так ведь и случилось, и охотились вместе, и учились, а потом вместе и в дружину княжескую пошли, за земли родные с врагами воевать. Сколько раз тащили друг-друга раненными на плечах не счесть. То было братство их, что в крови гулом отзывалось, в крови, что единой на двоих стала. Богатырями в деревню свою вернулись, избы новые рядом построили, да и свадьбы вместе сыграли. Вся деревня гуляла нынче. Зажили счастливо, да только вот в чём чудо. У каждого только по одной кровиночке родилось. У Волка сын родился, сероглазый, а у Ворона дочь, с глазами тёмными и непроглядными, как ночная мгла. И родились дети почти вровень. Волхв только посмеялся, и сказал, что нынче породнится Волк с Вороном вновь. А коли так и будет, судьба покажет, Сварог Праотец, да Лада Пресветлая Матушка свидетели, не против этого будут братья названые, коли дети их дорогой одной пойдут по жизни. Кровь родная в землю не уходит, и обещания не забываются.

В чём суть обряда кровного братания?

Побратание или братание кровьюМагические свойства крови превозносились древними славянами в каждой обрядовой детали. Многие ритуалы поклонения языческим богам подразумевали под собой преподношение жертвы, и окропление её кровью алтаря почитаемого божества. Кровь символизировала поток жизненных сил, и так же исток родовой памяти. Немудрено, что люди, рождённые в разных семьях, и желавшие стать братьями, прибегали к ритуалу кровного братания. По верованию наших предков, только впитав кровь своего побратима, впитав суть его родовой силы, можно было породниться. Обмениваясь своей кровью, люди посвящали друг — друга в таинства своих родов, впускали их в чертоги своей семьи. Это было проявлением наивысшего доверия к другому человеку — делиться своей семьёй и родовой памятью. К такому решению люди подготавливались заранее и основательно. Проверяли друг — друга на верность и прочность, ведь такое родство порой ценилось даже выше, чем кровное. От этого уже нельзя было отказаться. Брат один раз — брат навсегда. Вот так считали наши предки. Клятва братства, подтверждённая кровью, считалась неотвратимой и вечной, которая накладывалась на все последующие поколения.

Братались люди вдумчиво. И после этого, люди становились свободно вхожими в дома друг — друга, не нуждаясь в дополнительных приглашениях. Приходили, как к себе домой, садились за стол, и воспринимались, как члены семьи. Сама мысль о том, чтобы впустить совершенно неродственного и постороннего человека, в свою жизнь и в свой дом, сегодня многим покажется просто кощунственной. А зачем нам всё это?! У нас ведь одежда от кутюр, иностранные машины, всякие девайсы и гаджеты. Наш техногенный мир уже не признаёт чувств, и всё больше выделяет понятие личного пространства. А что это вообще такое?! Есть ли оно вообще?! Зона комфорта — вот как ещё это называют. Всё это терминология и психология потребителей, которая направлена развивать в современных людях ужасный эгоцентризм. Личное пространство — а зачем оно вам, если в нём нет ничего родного и тёплого?! Мы, даже порой своих кровных родственников не признаём. Страшное дело, однако. А раньше любить умели, доверять. Братались, кровом своим делились, частичкой души. Коли кто побратима обижал, названный брат, да и вся его семья на защиту «родича» вставала. И это не считалось чем — то удивительным. Так было принято, и это считалось абсолютной нормой. Назывались братьями только те, кто бок о бок проходил через все ненастья и удары судьбы. Братом мог стать только достойный человек, который не уронил бы чести и имени своего названого брата, и его семьи. Давать обет братства, означало давать наивысший обет перед всеми предками и богами. Нарушители этого обета проклинались вместе со всеми своими потомками. Названые братья должны были до самого последнего своего вздоха быть верными друг — другу, не допускать даже мысли худой.

Кровное братание не считалось уделом только двух юношей. Побрататься могли и юноша с девушкой, но здесь нужно было учесть множество факторов. Основным являлось выяснение сути чувств между девушкой и юношей, на самом ли деле это сердечная привязанность, что бывает между братом и сестрой, или всё же это нечто большее?! Нежели у девушки был жених, а у юноши невеста, то обычно их желание пройти обряд кровного братания не вызывал сомнений. Но если оба были свободны, то для начала молодые приглядывались к друг — другу, проверяли свои чувства. Нежели у них не возникало сердечного томления к друг — другу, и дружба их была не нарушена плотскими желаниями, то в этом случае семьи и юноши, и девушки давали своё согласие на проведение обряда кровного братания. В этом случае совершенно чужие по сути люди становились братом и сестрой, а их дети родственниками. Кстати, когда речь заходит о детях двух кровных побратимов, то, одни утверждают, что в этом случае дети таких людей не могли вступать в любовные отношения друг с другом и создавать семьи, вторые утверждают, что наоборот, таким образом дети ещё больше сплачивали два рода. Эдакая неизвестность.

О том, как брататься надо.

В первую очередь, очень важно подобрать правильное место проведения данного ритуала. В идеале, нужно провести обряд братания в капище, где воздвигнуты кумиры славянских богов. Это может быть капище Сварога Праотца, Даждьбога, или Перуна, например. Большой разницы в этом нет, так, как каждый славянский бог является по — своему покровителем рода.  Если капища нет, и нет возможности до него добраться, то можно пойти другим путём. Для проведения обряда подойдёт любой холм, или возвышенность. Если это место будет находиться рядом с рекой, то это считается отдельным плюсом. Самый главный принцип при выборе места, чтобы это не было низиной.

Обряд, при лучшем раскладе должен проводить волхв, или жрец. Они обладают достаточными знаниями, чтобы провести обряд правильно, и подсказать двум побратимам, как себя вести. Но, бывают случаи, когда ни волхва, ни жреца поблизости нет, а обряд провести надо. Тогда этим занимаются непосредственно сами побратимы, но, желательно чтобы даже в этом случае присутствовал кто-то третий. Данный обряд относится к числу самых сакральных, и недопустимым является присутствие лишних людей на нём, так, как братание — это дело только самих побратимов.

Перед тем, как приступить к обряду, каждый из участников должен подобрать для другого какой-то подарок. Оба подарка должны быть равноценными по значению и стоимости. Можно преподнести в качестве подарка какой-нибудь оберег, но при этом категорически нельзя дарить своему побратиму собственный нательный оберег, так, как он нацелен только на защиту одного, конкретного человека. В качестве подарка очень хорошо подходит оберег Коловрата, который принято одевать на шею. Даром может стать и маленькая секира, или топор, которые обычно воины носят на поясе. Можно преподнести своему побратиму и крест Перуна. Таких вариантов на самом деле очень много, главное выбрать с умом и душой. Выбирая и приобретая подарок для побратима, нужно постоянно думать о нём, мысленно желать ему самого лучшего, и наполнять подарок своей любовью и привязанностью.

Ещё одним пунктом приготовления к обряду является выбор напитка, который в ходе обряда придётся выпить обоим побратимам. Можно не особо мучиться и в качестве такого напитка выбрать старый, добрый квас. Обычно принято покупать две идентичные бутылки, чтобы их возможно было в последствии смешать. Допускается так же, приготовление кваса дома. Для этого, необходимо взять чистую воду из родника и выбрать один и тот же травяной состав. В таком случае, квас нужно варить дома, в одиночестве, так, как присутствие побратима в это время нежелательно. И во время занятия варкой кваса, нужно включить своё воображение и начать думать о своём побратиме, исключительно в позитивном ключе. Необязательно мучиться и варить квас в огромном количестве, достаточно приготовить столько, сколько хватит на то, чтобы выпить напиток за раз. Если приготовить квас в домашних условиях не выходит, то его просто покупают, но тут следует учесть то, что желательно, чтобы квас был одной и той же торговой марки (дебри маркетинга пробрались даже сюда, автор просто в шоке). Даже при покупке напитка, стоит думать о своём побратиме только хорошее. Вот, представьте, стоите вы, вспоминаете своего побратима, все ваши проделки и приключения, думаете какой же он у вас хороший и верный, улыбаетесь погружённый в свои мысли, а бедный продавец пытается до вас докричаться. Так что думайте, представляйте, но ни в коем случае не отключайтесь от реальности, а то мало ли что может случиться. Кстати, вместо кваса можно использовать и хмель, и даже пиво. Автор уверен, что в таком случае обряд братания проходит куда более веселее. При покупке, как и при изготовлении напитка в домашних условиях, не допускается присутствие второго побратима.

Помимо напитка, так же необходимо подготовить и требы, и подношения для родных богов. Обычно, в качестве подношения выступает добрый каравай. Его должно быть два, то есть от каждого побратима по одному. Можно преподнести богам также и напитки в виде всё того же кваса, хмеля, пива, или даже сурью. Преподносят богам так же и мёд. Всё это делается для того, чтобы снискать благодать и одобрение верховных богов. Перед началом обряда стоит подготовить так же чистый топор и нож, сложить заранее дрова и хворост для костра.

Перед началом самого обряда, будущим побратимам необходимо выйти на возвышенность и стать напротив друг — друга. Тот, кто обязался совершить обряд, должен получить у родителей обоих побратимом разрешение на проведение самого обряда, так, как по сути каждая из сторон приобретает ещё одного сына, или дочь, и они должны полностью одобрить кандидатуру своего будущего «ребёнка». Если у кого-то из побратимов родителей нет в живых, то подобный вопрос нужно задать тем, кто его воспитал. После всего этого, ведущий обряд должен зажечь священный огонь, при этом заговорить его и призвать себе на помощь чуров. Далее следует обратиться к предкам и богам.

Конечно, хорошо, когда к такому роду обрядов можно тщательно подготовиться, выбрать достойные дары для побратима, проникнуться духом самого обряда и эмоционально полностью настроиться для данного действия, но бывали случаи, когда не было ни единой лишней минуты, чтобы всё это сделать. В прошлом славянские мужчины часто ходили в военные походы, участвовали в разных сражениях. Для кого-то подобный образ жизни был совершенно привычным, например, для княжеских дружинников. Понятное дело, что несмотря на отвагу и хорошую подготовку, в каждом бою наши предки теряли своих товарищей. В таких случаях вопрос о кровном братстве становился, как нельзя актуальным. У наших бравых бойцов не было возможности идти в капища родных богов, просить помощи у волхвов для проведения обряда. Чаще всего, воины сидя на конях, перед самым началом боя братались кровью, связывая себя самыми прочными узами. Многие побратимы так и оставались на поле боя, мёртвыми, но неразлучными и верными до самой смерти друг — другу. Подобное не может не восхищать. Это однозначно печально, но больше всего это вдохновляет и вселяет гордость за наших предков, которых не страшила сама смерть.

А было ли кровное братание?

Сегодня многие исследователи приходят к выводу, что многие обряды, которые приписываются древним славянам, исконно им не принадлежали, и были переняты от соседних народов. Но, благодаря тому, что многие незнающие люди, берясь за изложение поверхностных фактов, приписывают нашим предкам те вещи, которых и вовсе не было в помине. Таких псевдоучёных не смущает тот факт, что они не могут подкрепить свои высказывания ни одним историческим источником. Прут обычно паровозом, и таким образом в сети распространяются ложные сведения, на почве, которых потом у людей формируются искажённые знания и понимания своего исторического наследия.

С точностью утверждать было ли у древних славян кровное родство, просто невозможно. Всё вышеперечисленное — это то, что автору удалось найти для вас на просторах всемирной сети. Просто всегда интереснее узнать о всех предположениях, чтобы более правильно сформировать свою точку зрения, касательно любого вопроса.

Существует мнение, что обряд кровного братания у древних славян не существовал как таковой, и данный ритуал был свойственен древним скифским народам. Кстати в книге «Скифия: история, хозяйство, быт, религия, искусство, военное дело»(авторы: Черненко Е.В., Фиалко Е.Е., Гаврилюк Н.А., Мурзин В.Ю., Бессонова С.С.) есть описания кровного братания. У скифских племён братание происходило следующим образом: кровь побратимов сцеживалась в одну чашу и старательно смешивалась, затем из этой чаши пили оба побратима. В большинстве случаев у скифских племён, одному человеку разрешалось иметь до трёх побратимов так, как большее количество грозило возникновением трудностей с исполнением кровных обязанностей.

В известных нам с детства былинах сказано, что при встрече наши богатыри славные мерились силой, или начинали брататься. Да, нынче и у нас тоже люд братался, да только нигде и словом никто не обмолвился, что кровью братались. Возможно, тут подразумевался иной способ братания. Давайте тут вспомним одну очень интересную народную присказку «Последнюю рубаху с себя снимет». Тут подразумевается отношение одного человека к другому, его готовность ради товарища пойти на большие жертвы. В роли последней рубахи может выступать нательный оберег, или настоящая рубаха. Выше говорилось о том, что во время кровного братания нужно было преподнести побратиму в качестве дара какую-нибудь вещь, но при этом категорически запрещалось дарить свои нательные обереги. Здесь, как видите высказывается иная точка зрения, которая полностью противоречит первой.

Княжеские дружинники — обнажённые берсерки.

Византийский летописец Прокопий Кесарийский, который жил в шестом веке, описывал с неким благоговением славянских дружинников. Из его описания видно, что наши славные воины всегда были готовы к смерти, столь отважны и мужественны они были. Летописец подкрепляет правдивость своих слов тем, что описывает, как славянские дружинники не носили «панцирей», то есть доспехи. Княжеские дружинники зачастую сражались по пояс оголившись, или и того страшнее, полностью обнажёнными (домыслы многих исследователей). Подобное поведение вводило в ужас противников наших предков, так, как полное отречение от одежды давало понимание того, что такой воин был готов остаться на поле боя посмертно. Здесь прослеживается тонкая психологическая подоплёка: пришедшие в этот мир нагими, воины были готовы в таком же образе и оставить этот мир. Это было состояние берсерка. Понятное дело, что для византийского летописца подобное открытие было просто шокирующим, ведь сами по себе византийцы не отличались особой отвагой. У них всегда было достаточно и доспехов, и планов к отступлению. Они не были готовы психологически умереть, тогда, как наши предки просто бросались в самое пекло сражения. Видимо, поэтому все, кто поступал подобным образом, именовались «цивилизованными» византийцами «варварами». Во многом психология наших дружинников схожа с духом Бусидо, который гласит, что главный смысл любого воина в смерти.

Читатель конечно задастся вопросом, что общего между кровным братанием и выше приведённым описанием характера поведения княжеских дружинников. Позвольте автору, вам это пояснить. Дружина — сама по себе, являлась настоящей, большой военной семьёй, где было принято брататься между собой, чтобы сохранить сплочённость в своих рядах. Современными исследователями высказываются предположения касательно того, что среди дружинников было принято обмениваться нательными оберегами. Тут вспоминаем описание византийского летописца о том, что зачастую дружинники шли на бой обнажёнными, то есть обмен рубахами может отпасть напрочь. В обнажённом виде, единственное, что могло быть на теле славянского воина — это нательный оберег. Если развивать эту мысль, то можно предположить, что братание на самом деле происходило путём обмена нательных оберегов, которые впитывали в себя кровь и пот своего носителя в сражениях. Передача такого оберега своему побратиму, означала и передачу своей собственной частички. По мнению автора, проявление подобного доверия не нуждалось в кровном подтверждении.

Адельфопоэзис, или как братались христиане.

Столь пространственно разглагольствуя об языческом обряде кровного братания, было неправильно умолчать и не поведать читателям об обряде братания, к которому прибегали уже христиане. Данный обряд носит название Адельфопоэзис, которое имеет греческое происхождение, и представляет соединение двух слов: «адельфос», что означает брат, и «поэзио», что значит творить. Буквально это название можно перевести, как братотворение, то есть обряд творения брата. Этот обряд подразумевал под собой скрепление и благословение дружественного союза между двумя людьми (в частности однополых) самой церковью. Византийские рукописи, которые датируются IX—XV вв., повествуют о том, что проведение подобного обряда связывало двух мужчин духовным братством. Существуют даже святые, которые были связаны подобными узами, и самыми известными из них являются святые Вакх и Сергий, которые являлись римскими офицерами при цезаре Галерии Максимиане. Данная пара великомучеников почитается и поныне, как католической, так и православной церковью.

Конечно, можно развернуть настоящую полемику касательно того вопроса, почему подобный обряд возник в христианской культуре. Кто-то наверняка начнёт утверждать о том, что таким образом, церковь пыталась искоренить язычество, присвоить и видоизменить его обряды и обычаи. Но, если верить протоиерею Константину Никольскому, подобное явление легко можно объяснить самой сутью христианства, догматы которого проповедуют любовь к ближнему. Согласно этому суждению, христиане, которые стремились проявить эту самую любовь обратились за помощью к церкви, таким образом и появился уже христианский обряд братания, или братотворения если говорить иначе.

Обряд Адельфопоэзис был широко распространён в основном в мире православного христианства. Данный обряд проводился в Греции, в Киевской и Московской Руси. Появление обряда датируется девятым веком, и местом его зарождения считается конечно же Византия. Упоминания о данном обряде можно найти в глаголическом Евхологионе, который датируется одиннадцатым веком. Далее, упоминания об Адельфопоэзисе можно встретить потребниках семнадцатого века. Обряд существовал в православной церкви вплоть до того, как его запретил закон Номоканона.

В древней Руси подобный обряд очень скоро снискал популярность, так, как сама идеология данного церковного чина, была очень близка нашему духу. Родился и более упрощенный обряд обмена нательными крестами (вспоминаем о том, как язычники оберегами нательными обменивались). Известно даже то, что митрополит Иона, который жил в пятнадцатом веке, связал подобными узами братства великого московского князя Василия II и великого литовского князя Казимира IV Ягеллончика.

Побратимство.

Это ещё одна форма не кровного родства. У южных славян побрататься могли как мужчины, так и женщины. Они становились братьями, или сёстрами перед Богом. На Руси побратимство в первую очередь подразумевало под собой, мужскую связь. В христианскую эпоху было широко распространено меняться нательными крестами. Подобного рода побратимство называлось крестовым, а самих побратимов называли крестовыми.

Мы поговорим и о типах побратимства. Оно могло быть и церковным, и народным. По причине возникновения, побратимство могло быть так же двух видов: случайное и нарочное. Начнём с народного побратимства. Нарочным считалось: обмен собственными крестами, так называемое крестование; совершённое согласно обету; побратимство через поцелуй (куда именно целовали история упорно умалчивает); побратимство, заключённое на крови; побратимство, проведённое перед домашним очагом и побратимство, путём совместных поисков русальной травы. К числу случайного братания можно отнести: кормление детей одной и той же грудью; побратимство путём деверства.

Теперь поговорим о церковном побратимстве. Случайным побратимство считалось в том случае, если детей крестили в одной и той же воде; если люди вместе ходили в паломничество по святым местам; если вместе совершали зимнее купание в реке Иордан, и, если вместе просили Божьей благодати. Что касается нарочного церковного побратимства, то оно включало в себя такие случаи, как: побратимство, совершённое по Евангелию; побратимство путём обета, или молитвы, и наконец побратимство, освящаемое священником.