Кострома
Регистрация ... Войти

slavyanskij-oberegi-arnament-dlya-sajta-7p

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Богиня Кострома для статьиМесяц молодой в небе, точно серп, серебром переливается. Речка в тени ночного леса журчит. Ярина в эту ночь одна пришла на берег. Взрослая уже совсем. Завтра на заре жених в отчий дом к ней приедет. Заберёт, уже как жену в избу новую, что на отшибе самом деревни построили. Ярина счастлива. А чего ей печалиться?! Она молода, здорова и хороша собой. Косы тугие аж по земле стелятся, груди полные, налитые, губы алые, что цветок в поле, очи глубокие и синие, как небо весеннее. Хороша Ярина да любима женихом своим. Все её любят, не знавало сердечко её юное боли ещё. Отец да братец старший, холили и лелеяли её, что цветок заморский. И Ярина любит тоже и жениха своего, молодца удалого, что прошлой весной пленил душу её, отца своего, охотника
знатного, брата, что по делам резным мастер. Только вот матушки у Ярины нет. Совсем крохой была она, когда мать её в реке утопилась. Первой красавицей в деревне была матушка Ярины. В жёны её лучший и самый сильный охотник взял. Любили они и души друг в друге не чаяли.

Сначала сына родили, а затем и дочку. Хозяйство богатое было у них. И только подруга Богиня Кострома для статьи1завистница никак успокоиться не могла. Сама в старых девках осталась за нрав дурной, а подруге замужней завидовала. Она то и сказала матушке Ярины, что дескать не любит её муж, к другой ходит. А на охоте он тогда был, и беда с ним приключилась в ту пору, медведя встретил на своём пути. Задержался, а жена его молодая, горем одержимая в сплетни да козни подруги поверила и в реке утопилась. Так и остались Ярина и брат её сиротами. Пылинки с детей сдувал охотник, горевал и больше не женился.
Ярина решила в эту ночь прийти на берег, где мать её утопилась. В деревне верили, что мавкой та стала. Хотелось Ярине хоть краешком глаза увидеть, какая она, ведь совсем лица её не помнит.

Но берег пуст и в лесу тишина, только где-то вдали птица беспокойная ухает. Ярина в руках сжимает венок из маков, что своими руками сплела. Она его матушке принесла, как подарок. Осторожно опустилась у самой кромки воды и опустила бережливо венок в воду. Не видела она, как в тени, недалеко от неё, горели глаза неистовым светом. Мавка, что точь-в-точь как Ярина была, только волосы длинные зелёным отдавали, что тина болотная. Смотрела она на девушку, что на берегу стояла. Смотрела и слёзы беззвучно роняла. Выросла дочка её совсем, вон красавицей какой стала. Замуж выходит. Мавка, что проклятой душой утопленницы была, неистово молила матушку всех мавок, Кострому прекрасную, чтобы дочь её счастлива да любима была, чтобы не ведала она зависти чужой, и печали. Чтобы горести и болезни обошли её стороной. И Кострома слышала, о чём мавка молится, да печально улыбалась она, думам своим.

Кто такая Кострома?

Давайте поговорим о Костроме. Нет о не прекрасном и старом русском городе, а о той, в честь кого этот самый город и был назван. По Славянская богиня Кострома её история славянские богипреданию Кострома, являлась дочерью бога Семаргла и богини Купалицы. У неё был брат-близнец Купала, который был назван в честь матери. Об этимологии имени самой Костромы судить довольно сложно. В старорусских ритуалах было принято сжигать соломенное чучело, что олицетворяло образ самой Костромы. Чучело или сжигали, или разрывали на несколько частей, и сопровождалось это ритуальными песнями и плачем молодых девушек. Данный ритуал ознаменовал переход к весеннему циклу. По мнению исследователя Проппа, чучело Костромы олицетворяло плодородную силу природы и путём её сжигания, старые славяне пытались передать эту силу полям с посевами. По этой версии имя Костромы происходит от слова «костёр» или даже «кострика», что у восточнославянских племён обозначало солому, которая использовалась для сжигания. Если заглянуть в украинскую мифологию, то можно встретить прототип Костромы, которого зовут Коструб. Он изображался как в образе мужчины (Кострубонько), так и в образе женщины(Кострубонька). Весной было принято сжигать соломенные чучела с ярко выраженными половыми признаками. Имя этого мифологического персонажа происходит от украинского слова «коструб», что означает в переводе «неряха». Насколько подобное толкование имени близко русской Костроме, судить довольно трудно. Так как в русском понимании, Кострома — невероятно красивая девушка, облачённая в белые одежды, что символизируют её чистоту, и с веткой дубового дерева в руках.

Славянская богиня Кострова славянские богиКстати примечательно, что обряд похорон Костромы праздновался в Пензенской, Нижегородской, Владимирской, Костромской, Саратовской губерниях. Совершали обычно этот обряд в конце Всесвятской недели, в воскресенье. В разных местах это день называли по-разному, кто «русальным», кто «петровским» и др. Иногда вместо чучела могли переодеть заранее выбранную девушку, или даже парня из деревни. Если же делалось чучело, то обычно его изготавливали девушки. Надевались на чучело башмаки, платок, женскую рубашку и пояс. В некоторых краях, на чучело надевали одежду молодицы, которая совсем последней перед совершением обряда вышла замуж.

Давайте рассмотрим образ самой Костромы более детально. Через ритуал сожжения соломенного образа Костромы, мы поняли, что данный персонаж старославянской мифологии воспринимался нашими предками, как символ плодородия. Возникает логический вопрос почему? Давайте вспомним то немногое, что нам известно из легенд и преданий о Костроме. Её зачатие и рождение произошло на берегах реки Ра. Встретила и полюбила она своего брата Купалу, на этих же берегах. В конце-концов Кострома утопилась в той же реке. Так или иначе, вода-это стихия, которая присутствовала на протяжении всей жизни Костромы. Вода-это стихия дающая жизнь и поддерживающая её. Именно изобилие этой стихии делает землю плодородной. Поэтому немудрено, что Кострома почиталась как стихийница и символ водной стихии. В этом аспекте её брат Купала, предстаёт в образе огня.

В старые времена огонь был мужской энергией, а вода олицетворением женской ипостаси: способной не только разрушать, но и созидать. Поэтому Кострома и Купала, предстают перед нами в образе оживших стихий, которые не могут сосуществовать рядом друг с другом.
Что же случилось с Костромой после того, как она утопилась? Она была дочерью богов и понятное дело, она не могла так просто умереть, ведь по сути она бессмертное существо. Так и есть, Кострома просто сменила ипостась и стала мавкой. Мавка — это славянский аналог заморских русалок. Существа, которые похожи на прекрасных полуобнажённых дев, у которых вместо ног рыбий хвост. Они обитали в реках и озёрах и были весьма коварны. Дело в том, что они имели обычай очаровывать юношей и затем топить их. Всё это связанно с тем, что, ставши мавкой Кострома, пыталась отыскать своего возлюбленного Купалу. Когда она заманивала в воду юношу и понимала, что это не её избранник, она наполнялась злобой и просто топила несчастную жертву. Затем, когда злоба покидала её разум и Кострома осознавала содеянное, она горько плакала и просила всех богов простить ей грехи. После Костромы, каждая девушка, что топилась в реке от запретной, неразделённой или просто трагической любви, становилась мавкой. Кстати от мавки можно было спастись, если юноша имел острый язык и мог шутить. Верили, что от чарующих приставаний зеленоволосых водных красавиц можно было лишь отшутиться, чтобы избежать ужасной кары.

Что говорит легенда о Костроме и Купале?

Сегодня, когда мы слышим о празднике Ивана-Купала, то перед взором сразу встаёт, деревенская глубинка, хороводы вокруг огромных Там пела свои чудные песни птица Сирин, что могла своим голосом завлечь любого и заставить забыть о прошломкострищ, венки из душистых полевых цветов, на головах красавиц и прыжки через костёр, когда влюблённые берутся за руки. По сути сегодня это праздник, который чествует Иоанна Крестителя, но не всё так просто, однако, так как у этого праздника есть более древние корни, уходящие в самое язычество славян.
Существует дошедшее до нас, предание о трагической судьбе двух возлюбленных: Костроме и Купале, которые были братом и сестрой. Легенда повествует, что бог Семаргл повстречал ночную богиню Купальницу и без памяти в неё влюбился. В ночь летнего солнцестояния, когда по легенде бог Семаргл оставил своё небесное обиталище, у него с богиней Купалицей родились близнецы: дочь Кострома и сын Купала. Росли дети удивительно прекрасными и смышлёными. Но приключилось однажды с ними несчастье.

Не послушали они наставлений, матушки Купальницы и без спроса убежали в чисто поле. Там пела свои чудные песни птица Сирин, что могла своим голосом завлечь любого и заставить забыть о прошлом. Вот и Купала не устоял, оставил он сестру и ушёл вслед за Сирин в Навий мир. Спрятали его за Тридевять Земель, чтобы никто найти не смог. А тем временем росла одна Кострома. Пыл и ярость весны в её прекрасном лике сочетались, но была немного горделива дева. Как-то раз надев венок, она сказала своим подружкам, что ветер не сможет сорвать его с её головы. А в старину, если венок у девушки на голове оставался, означало что та девушка незамужней останется. Но боги рассердились и решили вмешаться и потешиться над гордячкой. Ветер сорвал венок с головы Костромы, и понесла его волнами своими река Ра. Тот венок, нашёл добрый молодец, что в лодке плыл. Что говорит легенда о Костроме и КупалеВ руки взял он венок и на прекрасную деву перед ним взглянул. По душе, ему пришлась Купальница, да и сама она глаз от наречённого отвести не смела, настолько люб он ей был.

Той же ночью они и поженились, и познали друг-друга. А на утро боги решили открыть влюблённым ужасную тайну, что мужем Костромы, стал её же брат Купала. Обезумев от горя Кострома бросилась в бурные воды реки Ра и утопилась, а вслед за ней бросился в костёр и Купала, что без любимой сестры и жены, жить не хотел. Тогда осознали боги, что злую шутку над влюблёнными сыграли и решили одуматься. Не могли они лик человеческий вернуть Костроме и Купале, но превратили они их в цветок, что Купала-да-Мавка, где ярым жёлтым цветом, словно полыхает костёр, в котором сгорел Купала, а синий цвет, словно воды реки, где упокоение нашла Кострома. С приходом Христианства, Купала стал Иваном, в честь Иоанна Крестителя и почитать его стали 24 июня, а сестру его Кострому назвали Марьей, в честь Богородицы, и стали праздновать день её поминания 29 июня. Так цветок Купала-да-Мавка, стал называться Иван-да-Марья и он является важнейшим атрибутом на обоих праздниках. Но и по сей день прыгают влюблённые через костры, чтобы очиститься от всяких греховных помыслов, как сделал это Купала, и по утру умываются холодной водой, чтобы взгляд их был ясным и чистым, как Кострома очистилась водой.

Граница страницы, сайт славянских оберегов

Комментарии: